Дисковые тормоза на велосипед

Система дисковых тормозов

Еще относительно недавно у велосипедистов не было такого уж большого выбора тормозных систем - основная часть их составляла разные виды ободных типов. Самыми популярными и современными, из которых, были v-brake. Этот тип и сейчас весьма популярен, а в некоторых случаях даже наиболее удобен, но на сегодняшний день все популярнее становятся дисковые тормоза на велосипед.

Развитие

Дисковый тормоз

А на территории бывшего СССР основным видом тормозов на велосипеде были педальные. Для односкоростных велосипедов педаль стопа функционирующая, как единый механизм с системой остановки велосипеда весьма удобна, так как ножной тормоз позволяет одним, почти инстинктивным, движением останавливать велосипед и для него не важна точная регулировка. При нажиме в обратную сторону на педаль останавливалось колесо и тормозился весь велосипед за счет усилий на ножной стоп. Мы все, кто учился ездить на советских велосипедах, отлично помнят все плюсы, когда педаль фиксировала торможение, но и все минусы тоже.

Такая педаль была удобна тем, что позволяла не усложнять дополнительными устройствами велосипед, но в современных условиях педаль может быть неэффективна. Так что в современной вело промышленности педаль – стоп на велосипеды не используют, предпочитая заменить более современной конструкцией.

До дисковой системы и v-brake люди использовали кантилеверные тормоза, сменившие клещевой. На момент их широкого распространения кантилеверные стопы были лучшим выбором.

Тормоз состоит из стального диска (ротора), крепящегося на втулке велосипедного колеса и устройства, которое сжимает этот диск колодками — калипер. Калипер позволяет сдвигать и раздвигать колодки Усилие торможения передается на систему при помощи ручки тросиков, если стопы механические, или по гидролинии, если гидравлические.

Преимущества и недостатки

Запасные детали для дискового тормоза

Дисковый тормоз появился как результат работы с недостатками ободных систем. При всем удобстве и проверенной годами конструкции ободные стопы имеют свои неприятные недочеты. Так, в отличие от ободного дисковые тормоза менее чувствительны к неровности колеса и продолжают хорошо работать даже при наличии “восьмерок”, так как регулировка системы лежит не на ободе. Кроме того, они значительно меньше подвержены загрязнениям, так как конструкция системы находится близко к центру колеса, то и загрязнение меньше, чем загрязняются ободные стопы, которая по сути находится на уровне контакта колес с дорогой. Дисковый стоп не изнашивает обод колеса, как следствие от их использования он не повреждается.

  • Даже сейчас, когда в ободной системе все чаще используются фрикционная система (то есть стопы из фрикционных материалов), однако и фрикционный тип портит обод.
Фрикционный тормоз смягчает трение, улучшает работу ободных, но вес таки даже он не настолько хорош, чтобы одновременно работать на торможение и защиту обода. Они гораздо реже требуют обслуживания, чем ободная система и в целом мягче регулируют процесс торможения. Даже ободной фрикционный стоп будет жестче, чем дисковые.

При этом дисковые задние тормоза имеют и свои недостатки, которые могут быть критичны для некоторых видов велоактивности. Проблема дисковых стопов состоит в том, что, снимая нагрузку с обода, они переносят ее на центральную часть колеса (втулку и спицы), а так же вилку держащую колесо. Дисковые тяжелее ободных, что важно для некоторых видов велоспорта. Ломается дисковая система очень редко, но при поломке их будет очень трудно самостоятельно восстановить. В среднем они дороже, чем ободные, но не во всех ценовых категориях лучше, чем ободной фрикционный стоп. Калипер заднего тормоза может помешать установить багажник той модели, которой вы хотите (правда вопрос в том, часто ли на спортивные велосипеды требуется установка багажника).

Гидравлический тормоз устроен следующим образом. Управляющий цилиндр с поршнем размещен в ручке на руле. Силовой цилиндр (могут быть и два) приводит в действие колодки. Именно на этом принципе и держится регулировка стопа гидравлической системой. Соединены они специальным высокопрочным рукавом. Вся система герметична и заполнена жидкостью (маслом).

Конструктивно механические дисковые фрикционные тормоза в целом похоже на устройство v-brake. Трос тянет приводной рычаг, и простой механизм - калипер прижимает колодки к диску. Сам по себе механизм работы этого типа стопа - просто. Это или многозаходный ходовой винт, как в кран буксе домашнего водопровода, клин или кулачёк. Клин и кулачёк близкие родственники, только один перемещается, другой поворачивается вокруг оси. Трос и колодки совершают движение в разных, взаимно перпендикулярных плоскостях.

Гибридные фрикционные тормоза представляют собой смесь дисковых механических и дисковых гидравлических. Трос, посредством рычага, воздействует на гидравлическую часть целиком расположенную в корпусе стопа, и состоящую из двух цилиндров (управляющего и силового), и небольшого объема масла между ними.

Считается, что самые лучшие дисковые фрикционные стопы - гидравлические. Механические уступают из-за наличия люфтов, которые мешают эффективно применить калипер; трущихся поверхностей; упругости передаточных звеньев; повышенного износа. Для примера трос передающий усилие на задний стоп имеет большую длину, трется о рубашку, постепенно вытягивается, слегка пружинит, меняет длину в зависимости от температуры.

Основные изготовители

Тормоза v-brake

Среди механических дисковых систем наилучшими по мнению большинства пользователей являются Avid. Фирма Avid ставит своей задачей максимальное качество работы стопов, которые служат не только для остановки, но и для ускорения движения на велосипеде. Да, фрикционные стопы этой марки совсем не дешевые, но они действительно хороши в своих категориях. Специальная технология, на базе которой работает калипер на системах Avid, позволяет найти четкую грань между очень сильным торможением и торможением с остановкой колеса.

  • Среди механических типов Avid наиболее популярны по соотношению цена-качество задний Avid BB7.
Механический стоп Avid BB7 практически идеальное для механики сочетание мощности и надежности. Кроме того BB7 имеет внутренние и внешние регуляторы, систему стабилизации положения такой детали как калипер в трех направлениях, а также встроенную регулировка натяжения троса при торможении, что и позволяет BB7 выигрывать при прочих равных у других моделей. Таким образом, можно сказать, что BB7 - это пример для подражания в своей отрасли.

  • Если же вы считаете, что Avid BB7 для вас дорогая марка, то можно выбирать из более бюджетных моделей марок Tektro и Shimano, которые по многим параметрам не хуже BB7.

Да, задние тормоза Tektro и Shimano несколько уступают Avid, но они тоже хорошо работают на велосипедах. Система обеих марок достаточно популярны среди тех, кто пользуется велосипедами для покорения серьезных маршрутов. Можно по запросам о тормозах и Tektro, и Shimano найти очень много информации. О том, насколько они хорошо справляются со своей работой. Насколько надежны, и как часто требуется замена или починка дисковых систем Tektro и Shimano. В целом о тех и других системах отзывы положительные. Да и найти в магазинах, что Tektro, что Shimano, достаточно просто.

При этом нужно понимать, что механические дисковые тормоза, что от Avid, что от Shimano и Tektro - продукт для относительно непростых видов путешествия: длительные велопоходы без поддержки, серьезные велотрассы и сложные маршруты. Для всего остального лучше купить гидравлические стопы из более низких ценовых категорий, чем механические того же уровня качества, хотя в этом сегменте компания Tektro не так сильна, но основные производители работают активно.

  • Среди дешевых дисковых тормозов можно отметить китайские Promax. Эта марка чрезвычайно популярна, но именно Promax можно считать ярким примером того, что не все дисковые стопы одинаково надежны.
На марку Promax много нареканий у велолюбителей. Основная претензия к Promax в том, что именно Promax в один прекрасный момент у многих перестают работать. В этих системах перестает адекватно работать калипер, нарушается его регулировка, с помощью которого осуществляется торможение.

В области гидравлических систем лидируют те же фирмы, что и в области механики: Avid и Simano, а так же Hayes. Для Avid из гидравлики наиболее популярны модели Avid Elixir. Гидравлические серии Elixir в своем сегменте, пожалуй, одни из самых надежных и неприхотливых. В серии Elixir используется система симметричных рычагов с технологией TaperBore и удобной регулировкой передачи усилий на калипер. Elixir - пожалуй, эффективные гидравлические тормоза в своем классе. Именно модель Avid Elixir пользуется огромной популярностью за качество и надежность среди профессионалов.

Гидравлческие фрикционные тормоза Simano Deore и Shimano SLX. Модель Shimano SLX предназначены для работы в самых разнообразных условиях. Поскольку сама группа SLX позиционируется как «универсальная», их можно встретить как на туристических велосипедах, так и на байках для экстремальных MTB-дисциплин. Надежные и простые дисковые тормоза на велосипед Шимано SLX прекрасно работают в различных условиях.

Альтернатива серии SLX - Shimano Deore XТ. Эта группа уже стала общепринятым стандартом высококачественных велокомпонентов. Shimano Deore LX. Система компонентов ориентированная на кросс-кантри и туризм на профессиональном уровне, где важно, насколько мягко и четко работает калипер тормоза. Deore, как и SLX группа разработана для широкого круга любителей велоспорта, унаследовав лучшие традиции Deore LX и Deore XT, но по более доступной цене. Таким оборудованием серии Deore оснащаются велосипеды как туристического, так и горного класса.

Таким образом можно однозначно сказать, что дисковые системы, в отличие от ободных, больше подойдут активным рейсерам и любителям горных маршрутов, где весьма важна качественная работа стопов при любой погоде и степени загрязненности.

Но если вы еще ищете свои тормоза, то помимо ободных и дисковых весьма популярны мягкие роллерные тормоза. Для людей, не склонных к резкому торможению роллерные стопы могут поспорить со многими другими по качеству и неприхотливости.

Облако тегов:

тормоза шимано