Кассета велосипеда
Кассета - это набор задних звёзд в современных моделях велосипеда, по сути, являющаяся расходным материалом для него. Главная задача механизма - проведение усилия от цепи к задней втулке.
На старых или самых недорогих моделях велосипедов используется трещотка, их следует отличать друг от друга. Трещотка соединяется с втулкой в единое целое, при этом нагрузка распределяется неравномерно, и при использовании трещотки нередко ломается полая ось, применение кассеты помогает избежать такой проблемы. Одновременное использование кассеты и трещотки не возможно из-за разницы числа зубьев на звёздочках.
Для маркировки используется обозначение диапазона и количества звёзд, например 11-36Т 10-speed. Эти обозначения подразумевают, что в кассете 10 звёзд, наименьшая из них насчитывает 11 зубьев, а наибольшая - 36.
Выпускаются кассеты с количеством звёзд от 7 до 11. В настоящее время чаще используются на 8-10 звёзд, хотя можно говорить, что на 7-8 скоро останутся в прошлом, а на 11 применяются гораздо реже и подходят только для определённых моделей.
Конструкции
- Разборные.
- На пауке.
- На нескольких пауках.
- OpenGlide
- X-Dome
Выглядят как набор отдельных звёзд, фиксированных друг с другом заклёпками или винтами. Недостатки этого типа: большой вес, незащищённость от внешних загрязнений. Достоинства - относительно небольшая цена (самый дешёвый тип), возможна замена только изношенных элементов. Во время движения, по сути, каждая звезда взаимодействует с барабаном отдельно, поэтому будет лучше, если он будет выполнен из стали, иначе звёзды могут оставить в нём бороздки и убрать кассету будет затруднительно.
Представляют собой единый узел из нескольких (2-6) больших звёзд, объединённых легкосплавным пауком. Их количество влияет на стоимость и вес кассеты (чем меньше, тем дешевле и тяжелее). Такая вариация легче разборного типа кассет, более устойчива к загрязнениям.
Аналогична предыдущему типу, но здесь большие звёзды скрепляются группами по 2-3. Такая технология даёт возможность заменять только те группы звёзд, которые вышли из строя, не заменяя кассету целиком.
Технология SRAM, применяется на шоссейных моделях. Имеет вид сплошного монолитного конуса с зубьями на широкой части, полого внутри и прикрывающегося алюминиевой "крышкой". Этот тип легче, но дороже вариаций выше.
Технология SRAM. Самый дорогостоящий, но лёгкий вариант - наибольшая звезда изготовлена из алюминия, а последующие звезды, из хромомолибденовой стали. Конструкция выглядит как конус с усечённой вершиной, фиксирующийся за счёт наибольшей и наименьшей звезд. В этом случае взаимодействие с втулкой осуществляется только в двух точках.
Материалы для изготовления
Сталь (с хромовым, никелевым или другим покрытием). Такие кассеты отличаются относительно невысокой стоимостью и в то же время надёжностью, а потому распространены больше всего. Однако, по сравнению с конструкциями из других материалов менее долговечны.
Титановый сплав. Используется в лучших кассетах (иногда только на самых больших звёздах), они довольно лёгкие, отличаются высокой ценой, при этом нет единогласия относительно долговечности титановых звёзд по сравнению со стальными звёздами высокого качества.
Алюминиевый сплав (анодированный). Используется в облегчённых моделях велосипедов. Характеризуются большой лёгкостью, высокой ценой, недолговечны (сопоставимо со звёздами из стали низкого качества).
Иногда все эти материалы комбинируются водной кассете, например, наименьшие кольца из стали, а самые большие из титана или алюминия. Подобные сочетания стремятся найти оптимальный баланс между весом кассеты и её долговечностью.
В практике велосипедистов существует правило "в 3 цепи". Оно возникло в связи с тем, что кассета, как правило, более долговечно, чем цепь. Соответственно, разумнее использовать одну новую кассету и три новые цепи, которые следует заменять через небольшие промежутки времени. Такая комбинация более долговечна, чем одна кассета и одна цепь, но прослужит дольше, чем последовательная замена трёх пар кассета+цепь.