Велосипедная цепь
Большинство современных велосипедов имеют несколько скоростей, вследствие чего механизм оснащен двумя-тремя звездочками спереди байка и еще семью-десятью – сзади. Когда вы щелкаете ручкой переключения скоростей на руле, велосипедная цепь перемещается с одной звезды на другую, а специальный подпружинный ролик натягивает ее, чтобы устранить ослабление.
В то время как цепь односкоростного велосипеда не должна быть гибкой, многоскоростной байк обладает гнущейся, благодаря которой и происходит переключение по задним звездочкам. Именно из-за такой работы механизма она подвержена износу – просто потому, что она как бы «растягивается» и становится длиннее. В зависимости от того, при каких условиях эксплуатируется данная деталь вашего байка, ресурсы ее могут равняться от 500 до 2500 километров.
Если в негодность пришла цепь, то менять придется не только ее, но и изношенную кассету, так как под действием растянутой цепи она тоже деформируется.
Установка
Перед тем, как купить новую цепь для вашего велосипеда, определитесь с шириной: девятискоростные кассеты требуют толщину детали в 6,5 миллиметров, а 6-8-скоростные – 7,1 миллиметр.
Начиная установку, переключите заднюю и переднюю скорости на самые маленькие звездочки. Затем начинаем надевать цепь на велосипед. Самое важное – это правильно надеть ее на натяжные ролики: верхний ролик должен обходить ее справа, а нижний, соответственно, слева. После этого разомкнутые звенья необходимо соединить. Если вы используете сменную ось (которая обычно идет в комплекте), то необходимо вставить ее в отверстие крайнего сегмента острым концом.
Далее нужно заправить цепь в выжимку, после чего зафиксировать ее специальным винтом, который называется прижимным. Далее в нее нужно запрессовать ось – для этого нужно вращать выжимную рукоятку. Вы поймете, что всё сделали правильно, когда ось почти полностью погрузится в отверстие. После этого цепь можно вынимать из выжимки. Проверьте, чтобы она свободно и без заеданий изгибалась. Если всё выглядит отлично, согните ее в поперечном направлении – это добавить звеньям больше подвижности.
Смазка
Главное правило использование велосипедной цепи – она всегда должна быть смазанной. Именно благодаря своевременной смазке обеспечивается долговечность этой детали вашего байка и плавность переключения передач. Было бы неплохо постоянно контролировать ее чистоту, но иногда попадания песка, грязи и воды просто не избежать. Песок сильно изнашивает звенья, поэтому после велопрогулки по песчаной местности цепь лучше тщательно вымыть и смазать заново.
Если вы катаетесь по асфальтированной дороге преимущественно в сухую погоду, то смазка вашему байку потребуется раз в сто-сто двадцать километров. Вы почувствуете, что велосипеду необходима смазка, когда услышите характерный стрекот и скрип цепи.
Прежде чем приступить к смазыванию детали, обязательно очистите ее от старой смазки. Для этого обычно используют струю воды под большим напором и зубную щетку. Есть еще один вариант – снять цепь, поместить ее в пластиковую бутылку и, залив водой и моющим средством, хорошенько взболтать. После этого хорошо просушите деталь.
Чтобы смазать велосипедную цепь, используйте специализированные средства, созданные специально для велосипедов и отдельных его деталей. Если же подобного вещества под рукой не окажется, можно взять жидкое автомобильное моторное масло, обладающее схожими свойствами.
Если вы используете моторное масло, смазка будет требоваться велосипеду чаще обычного.
Ремонт
Случается так, что в дороге, вдали от мастерских и станций технического обслуживания, возникают проблемы с цепью. Хорошо, если она просто слетит – в этом случае ее легко можно поставить на место, немного испачкав руки. А если цепь разъединилась или вовсе сломалось звено?
На такой случай в вашей походной сумке должен быть инструмент для монтажа. Обычно он входит в набор многофункционального инструмента для ремонта байка. С его помощью можно разъединить элементы цепи и вытащить два поврежденных звена, а затем снова соединить систему воедино. Свежескрепленные звенья нужно подвигать туда-сюда несколько раз, чтобы повысилась их пластичность.
- Чтобы предотвратить поломку байка, старайтесь не переключать скорости в тот момент, когда вы усиленно крутите педали. Именно это является первостепенной причиной поломки цепи.