Шины для шоссейного велосипеда
Выбор покрышек во многом зависит от цели, с которой они приобретаются. Трековые байки используются для соревнований, для гонок по ровным длинным трекам, и покрышки для шоссейного велосипеда нужны специальные, подходящие для состязаний. Для езды по ровной дороге в городе необходимо выбрать резину другого типа.
Шоссейные велосипеды имеют целый ряд отличий от своих городских и горных аналогов, что позволяет спортсмену легко управляться с техникой и развивать высокую скорость на трассе:
- Рама байка намного легче;
- У колес большой диаметр и тонкие шины, что уменьшает силу трения;
- Изогнутый руль и передняя вилка специальной формы облегчают управление велосипедом и маневрирование;
- Еще одна характерная черта – слабая амортизация, которая не «раскачивает» велосипед вверх и вниз, а дает возможность набрать нужную скорость за 3-5 секунд.
Все детали шоссейных велосипедов созданы так, чтобы байк быстро разгонялся, хорошо маневрировал и долго сохранял набранную скорость. Для передвижения по пересеченной местности шоссейные велосипеды не используются из-за слабой амортизации и малой устойчивости. Часто шоссейные байки выбирают туристы, которым нужно за короткое время преодолеть большое расстояние.
Виды велосипедных шин
Для каждого типа колес применяются разные типы покрышек. Между собой покрышки различаются шириной, диаметром, типом протектора, количеством камер, плотностью и еще нескольким параметрами.
Основная характеристика колес – их размер, то есть диаметр. На горных велосипедах с толстыми плотными шинами внешний диаметр и ширину покрышки обозначают в дюймах, а на шоссейных байках с тонкими шинами традиционно размеры указываются в миллиметрах. Обычно на боку шины стоит маркировка – диаметр и ширина колеса в дюймах или миллиметрах.
Стандартный размер колеса гоночного байка – 70 см, то есть 700 мм. Иногда в продаже можно встретить колеса диаметром 650 мм или 27 дюймов, но такие модели велосипедов продаются и используются довольно редко. На боку покрышки обычно ставится маркировка с цифрами 700*23, то есть указывается и диаметр, и ширина шины, а иногда цифры дублируются в дюймах.
На некоторых старых комплектах колес встречается маркировка с буквами «а», «b» или «c» . Эти буквы обозначают внутренний диаметр колеса. Стандартный размер – 700с и 650b.
Ширина покрышек тоже различается: для гонок по треку используется узкая шина, шириной до 23 мм. А если ехать нужно на большие расстояния, то шина берется более широкая и устойчивая, до 28 мм шириной. Чем уже шина, тем лучше должно быть асфальтовое покрытие на дороге: у узких моделей коэффициент трения и сопротивления воздуха ниже, но и сам транспорт при этом менее устойчив.
Протектор на колесах шоссейного велосипеда бывает сликовым или полусликовым. Слики – гладкие шины, которые используются чтобы ездить быстрее, например, во время спортивных состязаний. Единственный рисунок, который может быть на сликовых покрышках – плавная волнистая линия, необходимая на шинах для минимального сцепления с землей во время поворотов. Полуслики отличаются от сликовой резины наличием шипов по краям. Шипы на таких покрышках дают велосипедисту возможность быстрее разгоняться и легче маневрировать. Колеса с полусликами используются в гонках по асфальту или твердому грунту.
При установке колеса необходимо проверить, куда направлен рисунок протектора. Если линии сликов будут идти не в ту сторону, скорость движения транспорта снизится. Обычно производители наносят на протектор подсказку – маркировку с правильным направлением движения покрышки.
Многие спортсмены для своих «железных коней» выбирают комплекты резины с разным протектором. Передняя покрышка должна быть максимально устойчивой при вхождении в повороты, а заднее колесо отвечает за быстрый разгон и управляемость велосипеда. Резина, которая подойдет для шоссейного байка, продается обычно комплектом. Многие гонщики и туристы жалуются, что заднее колесо стирается быстрее, поэтому, планируя долгую поездку на велосипеде, желательно купить дополнительную покрышку именно на заднее колесо.
Материалы, применяемые для изготовления покрышек
Стоят покрышки недешево – цены на них начинаются от 1000 рублей за одну штуку, а верхняя планка доходит до нескольких тысяч долларов. Такая цена обусловлена высокой стоимостью материалов, которые применяются для изготовления колеса. Характеристики колеса определяют три параметра: вес, конструкция и запас прочности, заложенный производителем. Если все три характеристики на высоте, то и цена изделия будет высокой, а для экономии придется чем-то жертвовать.
Покрышка состоит из четырех элементов:
- Бортировочный трос, который стягивает шину и удерживает ее на ободе колеса;
- Корд или каркас – основа, которая удерживает все изделие и отвечает за его прочность. Состоит из нейлоновых нитей и резины. Чем больше нейлоновых нитей заложено в основу, тем прочнее, лучше и дороже будет изделие, и наоборот – дешевые шины продаются с редким плетением и толстым резиновым покрытием сверху. Вместо нейлоновых нитей в составе может быть кевлар или другие, более современные материалы;
- Износостойкий слой борта – по сути, еще один слой корда, которым усиливаются борта шины;
- Протектор – часть шины, которая соприкасается с дорогой. Состоит из нескольких слоев резины или компаунда, которые обеспечивают сцепление шин с асфальтом или грунтом.
Иногда покрышки усиливают кевларом, или снабжают системой, защищающей от порезов и проколов. Но делается это на тяжелых туристических или горных велосипедах, так как любые системы защиты утяжеляют конструкцию.
Хорошая резина обладает большим запасом прочности, так как при накачивании и движении давление в ней достигает 10 атмосфер. В изделиях меньшего размера, предназначенных для гоночных и шоссейных велосипедов, применяются более дорогие и прочные материалы, а цена готовой вещи растет. Износостойкость зависит от материалов, которые были использованы для этой детали. Если для изготовления применялась резина низкого качества, намотанная тонким слоем, то протектор сотрется через 1,5-2 тысячи километров, а более прочный и дорогой компаунд выдержит не один сезон.
Опытные велогонщики не рекомендую экономить на колесах, даже если стоимость самого велосипеда невелика. В спортивных соревнованиях или при велопутешествиях на большие дистанции даже лишние 100 граммов будут заметны, а практическое сравнение протектора из резины и из компаунда окончательно убедит гонщика в правильности покупки более дорогого комплекта.
Какие покрышки для велосипеда выбрать?
Профессиональная и полупрофессиональная резина близка по своим качествам и характеристикам. Чаще всего комплекты разных марок отличаются только страной производства и несколькими незначительными деталями, предусмотренными производителем.
Если сравнивать колеса разных марок, то велогонщики рекомендуют следующие марки:
- Schwalbe, немецкая фирма, занимающая на рынке первое место. Для шоссейных велосипедов рекомендуются комплекты марки Schwalbe Sammy Slick (700*35), подходящие для города, и гоночные Schwalbe Durano с двойным компаундом (700*23);
- Continental – еще одна немецкая фирма, продукция которой пользуется спросом во всем мире. Лучшие шины этой марки - Continental Grand Prix 4000s, обладающие отличным сцеплением с асфальтом и большой износостойкостью, и Sport Contact, отлично показавшие себя на мокрой трассе, как в городе, так и на треке. Колеса выпускаются как стандартного диаметра, так и меньшего размера;
- Maxxis – тайваньский завод, выпустивший и запатентовавший более 100 уникальных видов колес. Для шоссейных байков рекомендуется модель Maxxis Detonator, которая выпускается с разным диаметром и набором опций, специально разработаннох для тренировок на асфальтовых дорогах и скоростной езды;
- Michelin – мировой лидер по производству шин из Франции. Для города с неидеальным дорожным покрытием и мусором, попадающим под колеса, подойдет модель Pilot Sport HD с инвертированным протектором, которые обладают высоким сцеплением и не отказывают даже на влажной дороге. Для туризма и грунтовых дорог подойдут шины линии Michelin City, с антипрокольным покрытием и высоким уровнем поглощения вибрации.
Шоссейный велосипед призван быть легким, маневренным и очень быстрым, поэтому и покрышки ему нужно соответствующие. Именно на таком байке ехать со скоростью до 35 км/ч, и высокая скорость передвижения компенсирует некоторые неудобства, такие как высокая рама и специфическая посадка, от которой поначалу у гонщиков болят спина и руки. Чаще всего этот велосипед приобретают для профессиональных занятий спортом или длительных путешествий, но и на городских дорогах встретить его можно довольно часто.
Первые покрышки для «железного коня» должны быть легкими, большим запасом прочности и защищенными от проколов. Лучше всего выбирать ту резину, которая подойдет и для тренировок на гладкой ровной дороге, и для простых поездок по городу. Иногда опытные гонщики советуют ставить на переднее колесо шину с глубоким протектором и мягким компаундом, которая позволит маневрировать, а на заднее колесо «обуть» что-то легкое, позволяющее быстро набирать и хорошо держать скорость.
Не стоит экономить на хорошей резине для шоссейного велосипеда. Правильный ее выбор может как принести гонщику победу в соревновании, так и спасти жизнь на городской дороге.