Как правильно разобрать заднее колесо велосипеда?
Если вы активно используете велосипед, независимо от того, являетесь ли вы обладателем дорогой профессиональной гоночной или более бюджетной модели, вам может потребоваться провести профилактический ремонт втулки заднего колеса. Это нужно, если вы хотите поддерживать первоначальное состояние и отличные ходовые характеристики, влияющие на скорость и плавность хода.
Навыки и знания, как разобрать заднее колесо велосипеда могут понадобиться, чтобы заменить его отдельные детали, провести диагностику или плановое техническое обслуживание, в ходе в которого перебирают заднюю втулку и меняют смазку. При этом можно обратиться к специалистам в центры технического обслуживания велосипедов или произвести все работы своими руками. Первый вариант, естественно, более затратный, к тому же велосипед придется доставить до места технического центра, второй – предполагает тщательное изучение вопроса, наличие соответствующих инструментов, не все из которых есть в наличии в стандартном наборе. Однако, если вы один раз произведете ремонт задней втулки своими руками, в последствии вы сможете без труда проводить техобслуживание на систематической основе.
Необходимые инструменты
Прежде чем приступить к работам, если вы все же решились сделать ремонт втулки заднего колеса своими силами, лучше заранее подготовить следующий перечень инструментов:
- Ключ на 15;
- 2 ключа на 17 (или газовые ключи);
- Съемник для откручивания звезды;
- Тряпочка для протирания деталей;
- Сепараторные подшипники, если потребуется замена;
- Смазка (можно выбрать самую недорогую).
Последовательность проведения работ
Перед началом проведения работ рекомендуется подготовить все необходимые инструменты, выбрать удобное место, запастись перчатками, если не хотите испачкать руки, заранее купить смазку, а также изучить последовательность проведения работ:
- Прежде чем начать ремонт задней втулки и разбор колеса, нужно его снять с корпуса велосипеда, для этого надо взять ключ на 15 и открутить крепежную гайку против часовой стрелки. Если у велосипеда самонажимная система, ее просто отжимают (для этого потребуются некоторые усилия) и снимают заднее колесо. Особенности работ и набор правил, как лучше осуществить разбор заднего колеса, зависят от типа тормоза. Если тормоза дисковые, снять колесо не представляет никаких сложностей, если же у велосипеда ободные тормоза, сначала придется его разжать;
- После того, как заднее колесо сняли с корпуса велосипеда, нужно взять два ключа на 17 (в отдельных случаях, если система сильно перетянута, потребуются два газовых ключа) и откручивать гайки со стороны звезды и противоположно стороны против часовой стрелки;
- Далее надо снять звезду (шестерик или семерик) или набор, в который входит стопорное кольцо и отдельные звезды. Для этого используют специальный съемник, который вставляется в пазы в стопорное кольцо, ключом в направлении против часовой стрелки пытаемся открутить. Если звезда закручена слишком туго, обычной силы может быть недостаточно, вам потребуется молоток или другой тяжелый предмет, которым нужно ударить по ключу, чтобы начать вращение, далее литую звезду будет легко открутить руками;
- Затем снимают радиусную гайку, вынимают ось и снимают с нее все детали, включая подшипники. Если какая-то из деталей сильно повреждена, износилась за время эксплуатации велосипеда, ее следует заменить, т.к. состояние всех мелких деталей существенно влияют на качество хода велосипеда, отражаются на скорости износа камеры велосипеда, работе тормоза и общего состояния вашего железного коня, появляется специфический хруст при езде, снижается уровень комфорта эксплуатации. Для того, чтобы устранить подобные дефекты, и производится разбор втулки и систематическое техническое обслуживание;
- Все детали и саму заднюю втулку необходимо тщательно отчистить от грязи и старой смазки, протерев их тряпочкой;
- Поскольку втулка представляет собой деталь велосипеда, в которой должен быть обеспечен высокий уровень устойчивости к нагрузкам истирания, стоит внимательно подойти к выбору подшипников и заменить их при необходимости. Для этого лучше приобрести сепараторные подшипники. Специалисты рекомендуют сначала извлечь шарики из сепараторных подшипников, смазать заднюю втулку достаточно жирным слоем, чтобы шарики надежно установились по окружности и не выпадали, после установки шариков, смазать еще раз и провести аналогичную процедуру с обратной стороны;
- При установке оси важно тщательно смазать радиусные гайки, не стоит ограничивать количество смазки, это позволит избежать трения, перетирания и деформации деталей, а излишки смазки удалятся самостоятельно, или можно аккуратно протереть тряпочкой, после того, как все детали будут собраны и закреплены. Однако, есть один нюанс, если у вас дисковый тормоз, исключите попадание смазки на ротор (тормозной диск), в противном случае тормоза будут работать некорректно;
- Сборка производится в обратной последовательности, поэтому, производя разбор, запомните порядок расположения деталей. Стопорное кольцо и звезда накручиваются также с помощью съемника и ключа, на этот раз соответственно не против часовой стрелки, а по часовой стрелке;
- Далее устанавливается удлинительная втулка, шайба и контргайка. Здесь тоже есть своя особенность, зажимая контргайку сохраните баланс, чтобы с одной стороны она крепко фиксировала, а с другой не пережимала шарики подшипников. Чтобы проверить, насколько правильно вы закрепили контргайку, можно покрутить ось руками. Если вы пережали шарики, вы почувствуете небольшое сопротивление, ось будет крутиться рывками, это говорит о том, что надо немного ослабить гайку;
- Далее необходимо установить колесо на корпус и зафиксировать крепежной гайкой. Если ремонт задней втулки сделан правильно, гайки не перетянуты, а сборка произведена четко по инструкции, при вращении колеса и после остановки, оно должно немного прокрутиться в противоположную сторону.