Как настроить велосипедный переключатель скоростей
Активно эксплуатируя велосипед, многие райдеры со временем замечают, что скорости переключаются уже не так быстро, а цепь переходит со звезды на звезду рывками. В этом случае требуется настройка переключателя скоростей на велосипеде. Произвести настройку можно в специализированных мастерских или центрах, или отрегулировать механизм своими руками. Сделать это не так сложно.
Первичная диагностика
Первичная настройка скоростей велосипеда или небольшой ремонт может потребоваться, если вы только что приобрели двухколесное транспортное средство или используете его недавно. При падении или перевозке велосипеда в багажнике задним переключателем вниз, может деформироваться петух, съемная часть, к которой крепится переключатель скоростей. Эта деталь выполнена из мягкого алюминия и является съемной, чтобы в случае падения велосипеда петух принял на себя основной удар, а рама и задняя перекидка не пострадали. Если петух деформирован, его необходимо снять и заменить.
Причиной некорректной или неточной работы механизма переключения скоростей может стать проседание тросиков в рубашке, которое часто происходит, когда вы только начинаете эксплуатировать велосипед, поэтому прежде чем проводить настройку необходимо провести первичный осмотр, проверить целостность деталей и самостоятельно подтянуть тросики. Для этого в местах, где тросики не защищены рубашкой и находятся в свободном доступе, их необходимо аккуратно потянуть на себя, далее необходимо открутить крепление тросика на переключателе, подтянуть его, закрутить барашки (регулировки) и снова присоединить тросик. Также необходимо следить, чтобы рубашки были вставлены в свои направляющие.
После всех этих действий может, все же, потребоваться настройка скоростей на велосипеде за счет регулировочных винтов High и Low. Причиной проблем с механизмом управления кареткой может стать банальная ошибка многих начинающих велосипедистов, которые пытаются закрутить все болты, которые, по их мнению, недостаточно хорошо прикручены. Болты Highи Low на переключателе являются не крепежными, а регулировочными, поэтому закручивать их нужно в той мере, чтобы регулирование скоростей работало корректно.
Как настроить скорости?
Прежде чем приступить к регулировке, необходимо подготовить ряд простых инструментов:
- Отвертка для подкручивания болтов;
- Пассатижи;
- Ключ, чтобы открутить гайку крепления тросика или набор шестигранников;
- В случае необходимости могут потребоваться детали для замены: тросики, петух, рамки или другие.
Регулировку производят для переднего и заднего переключателей. Предварительно рекомендуется проверить работу каждого. Если настройка скоростей велосипеда осуществляется в специальных мастерских, для ремонта велосипед устанавливают на специальном кронштейне, в домашних условиях можно использовать обычный крепеж велосипеда на стену, главное, чтобы педали свободно прокручивались, приводя в движение цепь. Сначала рекомендуется настроить задний переключатель скоростей, затем передний.
Регулировка заднего механизма управления кареткой
Произвести регулировку заднего механизма очень просто, если соблюдать последовательность выполнения работ:
- Для начала регулировки необходимо выставить ограничительные болты High-Low, чтобы цепь не соскакивала с маленькой нижней звездочки или с самой большой верхней звездочки на спицы.
- Нижний ролик должен быть параллелен нижней звездочке на самой маленькой передаче, т.е. составлять с ней одну прямую линию. Устанавливаем скорости так, чтобы цепь находилась на самой маленькой звездочке заднего переключателя и на самой большой переднего. Подкручиваем болт с надписью High до тех пор, пока цепь на звездочке и ролике не будет параллельна.
- Далее переводим цепь на самую большую звездочку заднего переключателя. С помощью болта с надписью Low регулируем параллельность цепи на звездочке и ролике.
- Далее, если после регулировки ограничительных болтов вы замечаете, что цепь переходит с одной звездочки на другую недостаточно плавно и быстро, необходимо подтянуть трос. Проверяем его натяжение, закручиваем барашки в месте соединения с механизмом переключения скоростей и в месте соединения с шифтером (манеткой).
- Проверяем еще раз работу механизма управления задней кареткой, в случае необходимости производим регулировку барашка.
Как настроить передний переключатель?
Настройка переднего механизма производится по аналогии:
- Начинаем с выставления ограничений для цепи на звездочках. Для этого сначала перемещаем цепь на самую большую звездочку заднего механизма и самую маленькую переднего. Регулируем с помощью болта High.
- Переводим цепь в положение на самой маленькой звездочки заднего переключателя и самой большой переднего. Подкручиваем болт с надписью Low. Цепь должна беспрепятственно проходить внутри рамки. Также рекомендуется проверить положение рамки относительно самой большой звездочки, зазор между ними должен быть около 2-3 мм.
- Далее необходимо отрегулировать барашек манетки и проверить, правильно ли была произведена настройка скоростей велосипеда путем переключения скоростей и фиксирования плавности переходов цепи.
Для профилактики возникновения проблем с переключателем необходимо помнить о простых правилах эксплуатации велосипеда и регулировки скоростей на правой и левой части руля. Цепь не должна быть перекошена, оптимальным положением считается, когда цепь находится на большой звездочке заднего механизма и первых трех маленьких переднего или наоборот. При нахождении цепи на средней звездочке переднего механизма, цепь одновременно может находиться на всех кроме крайних звездочках заднего переключателя. Если вы бережно относитесь к своему железному коню и правильно устанавливаете передачи, настройка скоростей велосипеда может и не потребоваться в течение длительного времени.