Амортизационная вилка

Амортизационная вилка – одна из деталей велосипеда, отвечающая за связь руля с колесом и обеспечивающая более комфортную езду по неровной поверхности. Как устроены разные вилки в велосипедах, и каких они бывают типов – расскажем в этой статье.

Главное ее назначение – гашение ударов при попадании колеса в ямы или наездах на бугры. Вилка должна обеспечивать максимальный комфорт велосипедисту во время движения, и от того, насколько чувствителен амортизатор даже к мельчайшим неровностям, зависит его сложность и цена.

Зоны установки

Амортизационная вилка для велосипеда

Как правило, на большинстве дорожных и обычных горных велосипедов устанавливается только передняя вилка, т.к. дополнительная амортизация сзади привела бы к снижению качества езды по ровной поверхности и усложнила бы подъемы в гору. Передняя и задняя вилки устанавливаются одновременно на велосипедах, предназначенных для даунхилла, где требуются скоростные спуски по неровной горной поверхности с большим количеством выбоин и ям. Полная амортизация в этом случае просто необходима.

Устройство

Вилка представляет собой систему трубок, которые соединены между собой пружиной и оснащены демпфером. В первую трубку крепится руль. Из нее выходят две другие трубки, которые называются «ногами» вилки, в каждой из которых есть еще по одной трубке. Последние крепятся, непосредственно, к колесу велосипеда. При наезде на неровность нижние трубки углубляются в ноги вилки, таким образом, сглаживая возможные удары.

Поскольку во время поездок конструкция велосипеда испытывает два вида нагрузок: удары и колебания, в амортизационной вилке предусмотрено две детали, которые смягчают каждый вид воздействия. Это металлическая пружина либо находящийся под давлением воздух и – демпфер, представленный эластомером, воздухом или маслом. Пружина или воздух реагируют на сильные удары, сжимаясь и возвращаясь в исходное положение, а демпфер уменьшает амплитуду движения пружины, чтобы не вызывать ее раскачку при небольших колебаниях. Такая система позволяет обеспечить более плавное движение велосипеда.

Типы

Вилки делятся на разные типы в зависимости от сочетания типов пружины и демпфера. Существуют следующие типы:

  • Пружинная – имеет в конструкции стальную пружину, но не включает в себя демпфер. Обеспечивает минимальную амортизацию.
  • пружинно-эластомерная – имеет стальную пружину, в качестве демпфера выступает эластомер. Обеспечивает лучшую амортизацию, чем первый тип, но является недолговечным – требует замены примерно через год использования.
  • Воздушная – вместо пружины и демпфера используется сжатый воздух. Отличается легкостью всей конструкции, однако не предоставляет большого количества возможных настроек. Также может требовать подкачивать воздух, который постепенно выходит через манжеты.
  • масляно-воздушная — вместо пружины используется воздух, а демпфером является масло. Дает хорошую амортизацию и возможность настраивать вилку под себя, долго не изнашивается.
  • масляно-пружинная – состоит из стальной пружины в сочетании с масляной системой. Такая конструкция имеет больший вес, но обеспечивает прекрасную амортизацию и точный и плавный ход.

Виды конструкций

Вилки могут также отличаться в зависимости от конструктивных особенностей. Выделяют следующие виды:

  • Обычная вилка — простая конструкция из четырех трубок с пружиной и демпфером. Является самым распространенным видом, т.к. их легко производить, и они обладают высокой эффективностью.
  • «Перевертыш» - в такой вилке «ноги» располагаются сверху, сразу после трубки, соединяющейся с рулем, и при амортизации опускаются вниз во вторую пару трубок (а не входят в них, двигаясь вверх, как в обычной вилке). Такая конструкция отличается большей прочностью и годится для обкатки неровной поверхности.
  • Специфический вид. Они представлены более сложной многопоршневой и многорычажной системой, которая может отличаться у отдельных производителей.

Области применения

Вилка нужна на велосипеде не во всех случаях. Поскольку амортизатор отнимает часть усилий велосипедиста на «раскачку» велосипеда, он может быть помехой при поездках по ровной дороге и в гору. Поэтому, если вы используете велосипед для обычной езды по городу – вы можете либо вовсе отказаться от амортизатора, либо приобрести велосипед, в котором можно регулировать его жесткость.