Советские велосипеды

Старые велосипеды времен СССР, взрослые. складные. Запчасти, тюнинг Туриста, Камы, Аиста и других давно забытых названий.
Марка Велоспорт в СССР

Велосипедное производство в Советском Союзе активно возросло после эпохи военного коммунизма: тогда в 20-х годах прошлого века была восстановлена работоспособность ХВЗ – Харьковского велосипедного завода, который стал главной площадкой для производства трех- и двухколесных коней в СССР. Первый велосипед сошел с конвейера в 1924 году. С тех пор началась стальная эпоха для всех советских ребят, для которых главным дворовым развлечением стали гонки на велосипедах.

Позволить себе иметь дома байк могла не каждая семья: кому-то не доставало средств, а кому-то попросту негде было хранить такое здоровое транспортное средство: семьи жили в коммуналках, где каждый квадратным метр был расписан. Больше везло тем, у кого был свой гараж: там можно было и хранить велосипед, и самостоятельно его чинить, и даже всячески украшать – главное, чтобы хватило фантазии. Ниже мы рассмотрим несколько самых популярных моделей советских велосипедов.

Аист

Велосипед

«Аистов» начали выпускать в 1947 году. Эти модели были очень незатейливы в конструкции, легко ремонтировались и не нуждались в особом обслуживании, в связи с чем велосипед приобрел просто невероятную популярность. Их производят и по сей день: сейчас этим занимается одноименный белорусский велосипедный завод.

В 1950 году марка отметила своеобразный юбилей – был выпушен 100-тысячный велосипед, что красноречиво говорит о повсеместном его распространении. Аналогом «Аиста» была «Десна», но первого отличало наличие прямой, а не изогнутой рамы. В советские времена «Аист» был конкретной моделью велосипеда, в то время как сегодня под маркой «Аист» выпускается несколько модификаций, отличающихся своими индивидуальными характеристиками.

Салют

Велосипед

«Салют-С» - еще одна модель советского велосипеда. Он представлял собой двухколесный байк, который складывался пополам, что облегчало его перевозку в общественном транспорте или в автомобиле. По конструкции «Салют» напоминал «Каму», с той лишь разницей, что колеса у него были чуть большего диаметра.

Выпускалась еще одна разновидность – «Салют», или «Уралец». В отличие от вышеописанной складной модели, этот велосипед имел полноценную ромбовидную стальную раму, которая называется мужской. Модель с женской рамой называлась «Сура».

Кросс

Некоторые называют «Кросс» советским BMX-ом. В чем-то здесь есть логика, ведь «Кросс» подразумевался как спортивно-игровая модель для соревнований, правда, предназначался только для детей: в документации было сказано, что его основная аудитория – мальчики и девочки в возрасте с 7 до 11 лет. Велосипед производили на Саранском механическом заводе. Для ребенка он был немного тяжеловат – 12 кг.

  • В список дополнительных элементов комплектации входили 2 крыла – заднее и переднее, три вида светоотражателей – задний, передний и для спиц, а также мягкий защитный слой на верхней части рамы.

Кама

Велосипед

«Кама» заслужила статус первоклассного велосипеда. Несмотря на свою довольно высокую цену (100 рублей в конце восьмидесятых), она все равно стала бестселлером и была предметом мечтаний многих, поэтому за ними в магазинах натурально выстраивались очереди. Чтобы заслужить такой велосипед, многие дети клялись учиться всю оставшуюся жизнь на одни пятерки.

Что же так привлекало в «Каме»? Конечно, стильный внешний вид. Конечно, нечета сегодняшним байкам, но по тем меркам велосипед был очень даже привлекательным. Кама могла «расти» вместе со своим хозяином, у нее были удлиненные втулки на руле и сидении, а также отсутствовала горизонтальная балка рамы, что позволяло вставать «на дыбы» значительно легче. Этому сопутствовал еще и небольшой диаметр колес. Что еще интереснее, «Камы» выпускались еще и в складном варианте, а это значит, что хранить и перевозить ее можно было гораздо легче других моделей.

Турист

Велосипед

Прототип шоссейного велосипеда «Турист» называли роллс-ройсом от вело промышленности СССР. Отличительной особенностью «Туриста» выступало наличие переключателя четырех скоростей, чем другие байки похвастать не могли. Как несложно понять из названия, модель создавалась для длительных походов, и в таких условиях наличие скоростей играло важную роль для путешественников. Так как владельцами «Туристов» обычно были взрослые, для ребенка было счастьем проехаться хотя бы на раме этого велосипеда. Привлекало еще и то, что в заводской комплектации велик сразу поставлялся с подседельной сумкой, насосом и багажником, а иногда - еще и с динамо-машиной и фарой.

Отличался «турист» еще и рулем, который в народе прозвали «баранкой». Как и у современных шоссейников, такой руль позволял менять положение рук, чтобы дать отдых разным частям тела – преимущественно спине. Здесь же, на руле, располагались рычаги ручного тормоза.

Тюнинг советских велосипедов

Советский Союз уже давно прекратил свое существование, а вот его велосипеды его до сих пор на ходу. Не все, конечно, но те, что получали должный уход, еще вполне работоспособны. Чтобы придать такому байку современный вид, некоторые владельцы тюнингуют велосипед самыми мыслимыми и немыслимыми способами. Под «горячую руку» попадает всё – колеса, рамы, рули, запчасти, аксессуары.

Среди некоторых велолюбителей в почете идеально востановленные советские велосипеды, будто вчера сошедшие с конвейера завода – такие ретро-модели можно встретить не только на выставках велолюбителей, но и на улицах городов.

Облако тегов:

велосипед салют 24