Для чего нужны манетки на велосипеде?

Манетка представляет собой рычаг, используя который, велосипедист выбирает нужный режим движения. Чаще всего переключение происходит с помощью небольшого рычага. Как правило, это устройство закрепляется на велосипедном руле. В более старых моделях велосипедов манетки крепились непосредственно к раме.

Сейчас чаще всего байки имеют две системы переключения: переднюю систему и заднюю. Каждая система режима движения оснащена манеткой. Другое название манетки, которое можно встретить в специализированной литературе, в магазинах спортивных товаров – это шифтер. Название шифтер образовано от английского слова «shifter» - переключатель.

Само скоростное переключение происходит за счет переброса троса на звезды, которые имеют разный диаметр.
Именно за счет разного размера звезд меняется скорость при движении.

Схема строения шифтера весьма простая. Устройство переключения передач состоит:

  • Ручка приводная;
  • Блок, который приводится в движение;
  • Намотка;
  • Рычаг;
  • Тросик, который применяется для переключения;
  • Фиксатор.

Когда велосипедист нажимает на ручку передач, происходит следующее: рычаг меняет своё положение, сдвигая блок, на который происходит наматывание троса.

Фиксатор закрепляет трос на блоке, исключая возможность самостоятельного перебрасывания цепи переключателем.
Трос меняет своё натяжение, выставляя нужную передачу скорости. Необходимо следить за тем, чтобы шифтер работал правильно, и процесс изменения режима передач не заедал и не перепрыгивал то на одну, то на другую скорость. Если вы заметите такую проблему, то необходимо будет отрегулировать устройство. Сделать это можно самостоятельно или в ремонтной мастерской.

Разновидности устройств перехода скоростей

Переключатель скоростей на велосипеде

Манетки бывают разных видов. Самыми популярными среди них являются:

  • Грипшифтовое устройство;
  • Тормозное устройство или по-другому Dual Control;
  • Триггерное устройство;
  • Пистолеты.

Грипшифтовое устройство переключения передач напоминает рукоятку переключения скорости, который находится на мотоцикле. Переключение происходит через поворот шифтера вокруг рулевой оси. Такая организация работы механизма имеет плюс в том, что можно сразу же проскочить несколько режимов скорости. Среди минусов следует отметить:

  • Возможность случайного перехода с одной скорости на другую;
  • Механизм занимает достаточно много места на руле;
  • Устройство типа «грипшифт» легко выходит из строя.

Тормозной шифтер Dual Control, используя в своей схеме двухступенчатую свободу рычага, обеспечивает переход скоростей за счет изменения положения рукоятки вправо или влево. Манетка на байке этого типа комфортна для эксплуатации, занимает мало место на руле. Наряду с этим имеются минусы:

  • Невозможность установки на гидравлику;
  • Очень сложно совместить с переключателями, которые находятся сзади.

Триггерное устройство на транспортном средстве представляет собой два небольших рычага. Переключение осуществляется путем нажатия на нужный рычаг.

За счет первого рычага передача увеличивается, за счет нажатия на другой рычаг – передача, соответственно, уменьшается.
Манетки на велосипеде такого типа очень удобны для понимания действий по их эксплуатации. Здесь очень сложно что-то не запомнить или перепутать. Также рычаги перехода очень удобно расположены на руле, что, в свою очередь, не отвлекает от движения велосипедиста. К недостаткам данной модели можно отнести:

  • Незащищенность. Если возникнет аварийная ситуация, и байк упадет, то очень велик риск повреждения манетки;
  • Иногда переход запаздывает;
  • Неверно совмещаются с клешнями тормоза. Но этот минус имеет отношение больше к недоработке самого производителя данного механизма;
  • Одно движения рычага обеспечивает переход только на одну скорость.

Пистолеты из себя представляют манетки, которые разработаны именно под велосипеды, имеющие гоночные характеристики. Сами по себе манетки на байк такого вида имеют очень много общего с тормозным устройством Dual Control. Здесь принцип управления также осуществлен с помощью одного рычага. В разработке этого механизма больше сделан акцент на удобство для велосипедиста. Установив такие манетки на велосипед, или купив уже велосипед с такими манетками, велосипедист получает возможность осуществлять скоростной переход при любом хвате. Это является существенным плюсом для удобства управления режимом движения и процессом торможения во время движения велосипеда. Минусом устройства является его высокая цена.