Как выбрать горный велосипед?

Горный велосипед

Широкий ассортимент, представленный на современном рынке различными производителями, значительно усложняет процесс выбора «железного коня». Вопрос, как выбрать горный велосипед, очень актуален и заслуживает большого внимания. Такая модель транспортного средства характеризуется немалой ценой, заплатив которую хочется быть уверенным в ее надежности, комфортности и быстроте. Именно поэтому, прежде чем выбрать и купить велотранспорт, следует учитывать его основные параметры, представленные размерами рамы и колес, а также прочие важные факторы.

Как выбирать?

У всех горных велосипедов имеется ряд характерных особенностей, выделяющих их среди прочих моделей, таких как шоссейные велосипеды, городские варианты велотранспорта и др. К таковым относятся: широта и диаметр колес, числовые параметры которых представлены 1,5-2 дюймами и 26 /29 дюймами соответственно.

Кроме того у любой горной модели имеется еще одна особенность, представленная в виде геометрии рамы и расположения каретки. Именно данные параметры объединяют горные велосипеды, по построению и использованию которые можно подразделить на 3 группы. На выбор горного велосипеда в первоочередном порядке влияют следующие факторы: какова частота и цель использования горной модели.

Если целью покупки велотранспорта горного типа являются редкие прогулки или семейные пикники, то лучше остановить выбор на базовой модели начального уровня. А любителям долгих и частых поездок по сложным траекториям лучше выбирать более дорогие модели, укомплектованные высококачественным оборудованием.
Горный велосипед

Чтобы правильно выбрать модель велосипеда горного следует учитывать свои навыки в технике езды и состояние физической формы, что напрямую влияет на цель данной покупки.

Активным и спортивным людям можно выбрать для пользования любой тип горного велосипеда, будь то хардтейл или двухподвесного типа. Велосипедистам, имеющим некоторые ограничения по здоровью спины или суставов, лучше отдать предпочтение двухподвесному виду транспорта.

Также при выборе модели горного велотранспорта стоит учесть уровень сложности маршрутов для езды и особенности местности.

Разновидности

Несмотря на то, что горные велосипеды предназначены для езды по сложным маршрутам и неровной местности, зачастую их приобретают с целью перемещения по ровным и асфальтированным городским дорогам. Данный вид транспортного средства подразделяется на 3 группы:

  • Хардтейл;
  • Двухподвесного типа;
  • Комфорт модели.

Велосипеды типа хардтейл характеризуются отсутствием заднего амортизатора и наличием амортизационной вилки спереди. Данная модель представлена на рынке в двух вариантах: кросс-кантри, используемого в соревнованиях и прогулках, и экстремального типа, предназначенного для трюковых исполнений. Вопросом, как выбрать хардтейл, как правило, интересуются активные люди, имеющие хорошие физические данные. Основным предназначением такого транспортного средства стали спокойные прогулки, катания по ровной местности с целью совершенствования качества езды. Кроме того велосипеды модели хардтейл характеризуются доступной ценой и хорошим качеством. Именно поэтому эти маунтинбайки очень популярны и востребованы среди новичков и людей, предпочитающих пользоваться одним средством в любых ситуациях.

Особенностью двухподвесных моделей являются два амортизатора: крепеж переднего схож с хардтейлом, а при крепеже заднего происходит одновременное соединение между задним колесом и рамой с амортизатором. Варианты данной модели, представленные в виде кросс-кантри, трейла, фрирайда и даунхилла, отличаются стилем катания. Двухподвесные горные велосипеды предназначены для здоровых людей спортивной формы, предпочитающих скоростную езду, а также для велосипедистов, имеющих заболевания в области суставов или спины. Ценовой уровень данного типа велотранспорта выше, чем у хардтейлов. Именно поэтому прежде, чем выбрать двухподвес, нужно изучить все его параметры, характеристики и особенности. При частых и длительных катаниях необходимость в двухподвесе значительно увеличивается.

Модели, относящиеся к группе комфорт, характеризуются простотой и низкой стоимостью. По внешнему виду и большинству параметров байки данной категории больше напоминают велики городского и прогулочного типа. И только геометрией рамы они схожи с горными моделями. Такая конструкция характеризуется тормозами, дополненными антиблокировкой, амортизационным штырем под седлом и диаметром колес от 26 до 28. Велосипеды категории Комфорт удобны и безопасны, а также предназначены для людей, не принимающих участия в спортивных соревнованиях и мероприятиях.

Для прогулок по городским дорогам без добавления экстрима специалисты рекомендуют остановить свой выбор не на тяжелой модели комфорт, а на хардтейле начального уровня.

Как выбрать с учетом размера рамы?

Горный велосипед

Ради удобства и безопасности езды при выборе горного велосипеда следует уделить внимание размерам рамы с учетом габаритов будущего пользователя. Среди характеристик такого транспортного средства любой фирмы имеется параметр высоты рамы. Определяется он количеством дюймов, измерение которых происходит от места, где крепятся педали, до верха трубы.

Чтобы избежать ошибки при выборе подходящего байка следует учитывать не общий рост, а параметр длины ног. Для вычисления подходящего размера рамы можно использовать стандартную формулу:

(Значение длины ног в сантиметрах)* 0,56/2,54

Помимо учета полученных дюймов относительно размеров рамы, необходимо обратить внимание на иные моменты:

  • Могут ли ноги достать до пола? Байк подходит лишь в случае положительного ответа;
  • Остается ли промежуток между паховой областью и трубой рамы сверху? С правильно подобранной рамой должно оставаться небольшое расстояние, сравнимое с шириной ладони.

Последним проверочным действием при выборе горного велика должно стать следующее: обеспечить поднятие переднего колеса таким образом, чтобы упор седла приходился на крестец. Если транспортное средство выбрано правильно, то расстояние между полом и колесом будет в пределах 15-ти см. Также стоит обратить внимание на удобство расположения рук при езде, которые должны быть немного согнуты в локтях.

У горных велосипедов с правильно подобранной рамой и ее соответствием размерам владельца меньше риск возникновения трудностей, вызывающих различные травмы. Многие фирмы при производстве горного велотранспорта ориентируются на стандартную размерную сетку:

Параметры велосипедаЗначение высоты рамы, дюймыКакого роста велосипедист, см
Маленького размера15От 150 до 165
Среднего размера17От 165 до 180
Большого размера19От 175 до 200
Очень большого размера21> 185

Основные параметры

На уровень качества маунтинбайка влияет ряд параметров, на которые стоит обратить внимание при выборе и покупке.

  • Какой материал использовался при изготовлении рамы. Горные модели байков представлены, как правило, стальной, хромомолибденово-стальной и алюминиевой рамой. Наибольшую популярность заслужили велики со стальной рамой ввиду прочности такого материала. Использование хромомолибденовой стали в процессе изготовления рамы позволило сохранить степень прочности материала и значительно снизить его вес. Маунтинбайки с алюминиевой рамой самые легкие и при этом прочные, что обеспечивает быстрый разгон и покорение сложных маршрутов. Велики с алюминиевой рамой относятся к среднему и высокому классу;
  • Какого диаметра колеса. В 24-дюймовом размере колес представлены детские модели байков, а для взрослых фирмы-производители предлагают на выбор колеса 26 или 29-дюймового размера. Какой вариант лучше – зависит от требований пользователя к байку. Если нужен высокоскоростной и с большей маневренностью велик, то лучше остановить выбор на 26-дюймовом размере колес. Если у модели размер колес больше, то ее отличительной особенностью станет больший вес и низкий уровень маневренности. Такие байки особенно удобны при езде по ямкам и выбоинам;
  • Тип тормозов. Все виды горных байков имеют дисковые тормоза. Исключением являются модели начального уровня. Главной особенностью великов с тормозами дискового типа является место расположения тормозных колодок, представленное прикреплённым к колесу тормозным диском.

Дисковые тормоза представлены двумя вариантами:

  • Гидравлического типа, имеющие способность к быстрому и мощному торможению и самостоятельной адаптации к износу тормозной колодки;
  • Механического типа, характеризующиеся ручной регулировкой при износе тормозной колодки.

Такой тип как дисковые тормоза имеет ряд достоинств, представленных возможностью уверенного торможения и отсутствием необходимости замены всего колеса (заменить можно только ротор). Среди недостатков выделяется возникновение сложностей при проверке изношенности тормозной колодки и ее замене.

У ободного типа тормозов, характерных для велосипедов начальных уровней, достоинства представлены в виде экономичности и более лёгком контроле степени износа тормозных колодок и их замене. Из недостатков данного типа тормозов можно отметить возможность износа обода колеса, что приведет к его замене. В сравнении с дисковыми тормозами, ободной тип имеет меньшую степень мощности тормозов. Также при необходимости резкого торможения придется приложить усилия в большей мере.

Кривошипная система и количество скоростей

Горный велосипед

Количество скоростей зависит от двух значений: в каком количестве имеются передние ведущие звёзды и задние кассеты. Параметр, представленный диапазоном передач, влияет на возможности преодоления того или иного склона без приложения усилий на прокрутку педалей. Как правило, для большего количества передач характерен более широкий диапазон.

Большей простотой трансмиссии отличаются односкоростные горные велики. На выбор данной модели влияет ее механическая простота и малый вес. Такой вариант подойдет людям, имеющим хорошие физические данные, потому что из-за отсутствия передач в процессе езды придется приложить немалые усилия.

Роль трансмиссии не первоочередная в процессе выбора байка горного типа. На такой фактор особенно обращают внимание опытные велосипедисты, хорошо разбирающиеся в конфигурациях такого вида транспортного средства.

Типичный горный велосипед может быть представлен в нескольких вариантах относительно скоростей:

  • Модель, имеющая 1 скорость, переднюю ведущую звезду и заднюю кассету, характеризуется легкостью и простотой;
  • Вариант байка, имеющий 21 скорость, 3 передние и 7 задних звезд;
  • Модель, представленная 18 скоростями, 2 передними и 9 задними звездами;
  • Вариант с 20 скоростями, 2 передними и 10 задними кассетами выделяется высоким качеством и большой популярностью;
  • Конфигурация с 24 скоростями, 3 передними и 8 задними звездами свойственна моделям великов начальных уровней;
  • 27-скоростные маунтинбайки с 3 передними и 9 задними звездами считаются особенно распространенными среди прочих моделей;
  • 30-скоростные байки с 3 передними звездами и 10 задними относятся к новейшим и дорогостоящим моделям.

Стоимость

Горный велосипед

В зависимости от конфигурации и различных характеристик стоимость на велосипеды горные варьируется от 500 до 2500 и выше долларов. В пределах от 500$ до 900$ можно выбрать модель хардтейла базового уровня, предназначенного для редкого пользования и на дорогах средней сложности. В пределах от 900$ до 1500$ можно выбрать вариант хардтейла с облегченной рамой и имеющий обвес подороже. Он подойдет для частого пользования на дорогах любой сложности. В пределах от 1500$ до 2500$ можно выбрать двухподвес или хардтейл с более дорогим оборудованием, предназначенный для участия в соревнованиях. Если есть необходимость приобретения высококачественного гоночного байка, то придется потратить свыше 2500$.

В связи с тем, что велосипед горный, как правило, приобретается для долгосрочного пользования, стоит отдать предпочтение качественной модели от надежной фирмы-производителя во избежание частых ремонтов и необходимости в модернизации.