Что такое велосипед для трейла?

Велосипед для трейла

Что представляет собой сам трейл как вид спорта и какими конструкционными особенностями отличаются его байки? Подойдут ли велосипеды для трейла для других дисциплин велосипедного спорта, или его специализация – очень узкая и специфичная? Попробуем с этим разобраться в данной статье.

Для начала разберем, что собой представляет трейл (trail) как вид спорта. Это такой вид езды, при котором вы можете преодолевать различные препятствия на велосипеде по пересеченной местности, в том числе горки и овраги, каменные насыпи и тому подобное, но уровень сложности такой езды гораздо более низкий, чем при классическом «диком» велосипедном фрирайде или эндуро. По стилю катания трейл ближе к упрощенному кросс кантри, поэтому их и называют промежуточным между этими дисциплинами. В то же время, конструкция трейл байка позволяет преодолевать на нем достаточно большие расстояния, чего не скажешь о байках фрирайд или эндуро, сама посадка на которых не дает водителю долго сидеть в седле. Словом, это достаточно прочный, но не слишком тяжелый велосипед с высокой проходимостью и комфортностью езды. Трейл идеально подойдет для любителей «щадящего» катания по бездорожью без излишнего экстрима.

Соответственно, такая модель велосипеда отличается некоторыми особенностями конструкции. Рассмотрим их поподробнее.

Руль

Регулируемый искривленный руль обеспечивает максимально удобный хват для езды в любом положении. Вы можете самостоятельно менять градус угла от рулевой колонки, перемещая его вперед или назад. Размах труб у такого руля заметно шире, что, в общем-то, типично для всех велосипедов этой категории: и фрирайдного, и кросс кантри, и эндуро. Это нужно для того, чтобы стабилизировать положение переднего колеса, которое скачет по кочкам при быстрой езде по неровностям, соответственно, улучшается управляемость байком и повышается безопасность. Кроме того, при таком положении руля кисти рук ездока располагаются на более высоком уровне – это важно для тех случаев, когда на велосипеде приходится преодолевать длительные расстояния. Благодаря этому снижается нагрузка на руки, а также такое положение позволяет гораздо сильнее отклониться назад при езде по крутым спускам, снижая риск перелететь через руль и получить травму. Конструкция руля этого вела отличается еще и укороченным выносом, длина которого обычно на сантиметр меньше, чем у байка для кросс кантри, например. Это в большей степени влияет на езду по крутым спускам и всё ту же возможность отклониться как можно больше назад и предотвратить падение.

Седло

Велосипед для трейла

Горный велосипед, предназначенный для трейла, отличается седлом, которое легко регулируется по высоте, ведь очень важно иметь возможность оперативно опустить его перед экстремальной ездой и поднять при движении по дорогам. Центр тяжести велосипедиста во время спусков должен находиться максимально низко – именно поэтому многие любители крутых горок в стиле трейл, эндуро или фрирайд опускают сидение байка максимально низко до упора в раму.

Учитывая тот факт, что вел для трейла может играть роль дорожного для длительный перемещений на большие дистанции, конструкция его седла должна быть такой, чтобы не травмировать промежность велосипедиста. То есть узкой, относительно жесткой и, конечно же, удобной по личным ощущениям.

Тормоза

Как и любой другой горный или экстремальный байк, будь то фрирайдный, эндуро или кросс кантри, вел для трейла обязательно должен быть оснащен хорошей и надежной тормозной системой, на которую можно положиться. Как правило, на заводе на них ставят тормоза от таких именитых брендов как Sram или Shimano высшей категории, которые уже зарекомендовали себя на рынке велозапчастей. Оборудование должно обеспечивать стабильное, мощное или постепенное, постоянное или быстрое торможение на обоих колесах, и объективно лучше на таком велосипеде использовать дисковые тормоза, лучше всего – на восемь дюймов. Такое оборудование точно не подведет вас даже в самых экстремальных условиях. Но, конечно, эти системы стоят недешево и требуют тщательного ухода для долгого и надежного срока службы.

Вилка

Велосипед для трейла

Байк для трейла оснащен передним амортизатором с достаточно большим ходом, позволяющим смягчать резкие падения и прыжки. Это полезно и для водителя, и для самого велосипеда. Ход амортизационной вилки ни в коем случае не должен быть менее ста миллиметров, в идеале – 130-140. Чем выше это число, тем комфортнее будет двигаться по пересеченной местности. Тем же, кто много времени проводит в езде по асфальту, можно использовать амортизационную вилку с большим ходом, но с блокировкой. Когда вилка заблокирована, ехать по дороге становится легче, так как она перестает поглощать вибрацию и не «отбирает» наращиваемых скоростей. Блокировка также очень уместна при крутых подъемах. Для удобства можно приобрести вилку, рычаг блокировки которой выносится прямо на руль.

Рога на руль

Этот аксессуар – сугубо индивидуальный. Вообще, он чаще всего используется на дорожных и шоссейных байках – словом, там, где нужно долго ехать в одном положении, и руки устают от постоянного одинакового хвата. Однако многие любители горного велоспорта отмечают, что при преодолении некоторых препятствий стоя гораздо удобнее держаться именно за рога для повышения маневренности. С другой стороны, если вы плохо затянете крепления рогов, то при резком движении можно упасть и получить серьезную травму. Размер рог тоже подбирается индивидуально.

Задний амортизатор

Велосипед для трейла

Байки для трейла, эндуро и фрирайдные отличаются тем, что оснащаются двумя амортизаторами. По-другому их называют двухподвесы. Байки для кросс кантри такого оборудования не имеют. Для чего оно нужно, в общем-то, ясно – смягчать удары при езде по неровностям на большой скорости и крутым спускам. У некоторых велосипедов есть блокировка заднего амортизатора, и смысл ее абсолютно такой же, как и у переднего. Размер хода пружины в данном случае не особо важен – он может быть любым. Это основные особенности.

Покрышки

Велосипед для трейла

Резина – очень важная деталь конструкции велосипеда, которую тоже нельзя оставить без внимания. Как правило, все горные велосипеды оборудованы колесами с достаточно жестким и грубым протектором: это позволяет им легче «цепляться» за препятствия, преодолевать любой грунт: грязь, крупные и мелкие камни, песок. Словом, чем грубее протектор, тем лучше сцепление. Однако мы помним, что трейл – это не только бездорожье, но еще и кросс кантри, поэтому при выборе шин важно достичь баланса между сцеплением и хорошим накатом в случае езды по ровной дороге и асфальту. Опирайтесь на то, при каких условиях проходит большая часть вашей поездки: если вы едете 50 километров по шоссе, чтобы добраться до отличного леса для катания, то имеет смысл отдать предпочтение более жестким и узким покрышкам. А если вы крепите байк к фаркопу и едете до места катания на автомобиле, а после катаетесь только по бездорожью, то тогда, конечно, стоит выбрать мягкую резину с хорошим зацепом грунта, которая отлично ведет себя в экстремальных условиях на скорости, но при этом быстро стирается об асфальт. Если же маршруты передвижения каждый раз разные, то неплохой вариант просто купить два комплекта покрышек и ставить нужный по необходимости – благо, что менять их совсем просто.

Не забудьте обязательно купить ремонтный комплект, без которого не обойтись в диких условиях: в него входят монтажки, помогающие снять покрышку, заплатки для камер, шкурка для зачистки и специальный быстросохнущий клей. Также с собой всегда нужно иметь насос.