Планетарная втулка

Особенности велосипедов с планетарной втулкой. Каково устройство втулки Shimano (Шимано)? Установка велосипедной втулки с тормозом.
Планетарная втулка Rohloff

Планетарной втулкой называется сложный механизм, который позволяет быстро переключать скорости на велосипеде. Сами по себе планетарные втулки надежнее и эстетичнее обычных систем переключения тормозов. Установка такой втулки позволяет велосипедисту получить легкий в управлении велосипед, который, выглядя, как привычный простенький велик, работает, как современный многоскоростной байк.

История развития

Втулка фирмы SRAM-SACHS

Из чего состоит и как работает планетарная втулка Shimano? Как происходит регулировка переключения передач? Это оборудование разрабатывается и используется уже около века. По конструкции они представляют собой сложный механизм шестеренок, скрытых в корпусе, за счет сочетания работы которых и появляется возможность переключения скоростных режимов велосипеда.

Первым разработчиком планетарных втулок стала компания Sturmey-Archer. В 1902 году они изобрели первую двухскоростную систему. В последствие они развивались, и на сегодняшний день компания Rohloff выпускает даже четырнадцати скоростные модели. Сегодня наиболее популярными производителями являются Shimano и Sram.

Изобретатель планетарных втулок Sturmey-Archer на их основе сейчас активно занимается разработкой и внедрением динамо-втулок. Динамо втулка отличается тем, что помимо собственно работы в качестве велосипедной они способны к генерации электроэнергии. Электроэнергия, которую вырабатывают эти девайсы делает велосипеды более продвинутым видом транспорта. Именно динамо система позволяет устанавливать в наши дни и запитывать от самого велосипеда фонари и фары.

Особенность такой системы заключается в том, что она может работать не только на велосипед, но и на аксессуары. За счет разной частоты генерируемого электриеческого тока, которая зависит от скорости движения велосипеда, динамо система дает возможность освещать дорогу запитанным от нее фонарем слабее или сильнее. Сегодня некоторые маcтера на все руки способны сами собрать для своих велосипедов такие девайсы. Такие устройства не столь надежны, но обычно выходят для любителей несколько дешевле.

Современная динамо втулка эффективный, компактный механизм, который работает с высокой эффективностью на дорогах. Такая система - еще один шаг в развитии велосипедов. При этом нужно понимать, что динамо втулки активно модернизируются и со временем станут еще лучше.

Особенности

Втулка в действии

При кажущейся упрощенности планетарных втулок, якобы меньшем количестве скоростей, этот механизм в реальности ни чуть не хуже и дает не меньше возможностей. Из 24-27 скоростей, которые позволяют в теории получить обычные параллелограммные втулки, действительно используемыми в реальности являются максимум те же 14, так как во избежание перекоса цепи велосипедисты используют только смежные комбинации. Велосипеды с планетарной втулкой эффективно работают на любой из заявленных передач.

Задняя система Shimano Nexus разработана для комфортной езды на байке. Шимано упрощает управление велосипедом в разы. Устанавливается втулка задняя Shimano на велосипеды для городской езды и реже туризма. Компания постоянно улучшает свои девайсы. Так что сегодня Shimano отлично подойдет и совсем любителям, и тем, кто накатал уже тысячи километров. Как и другие системы этого типа планетарная втулка Shimano позволяет упростить процесс езды на байке, а так же дополнительных регулировок. На специализированных вело-форумах отзывов, где фигурирует Shimano чрезвычайно много. И практически все отзывы о девайсах положительные.

Как и любая планетарная велосипедная втулка, Шимано фактически не ломается. Shimano отличный образец надежности в своем ценовом диапазоне.

Так же популярны среди велолюбителей не планетарные Quando. Эти простые системы, хоть и не имеют планетарного механизма, но хорошо работают, так что задние Quando активно покупают те, кто не готов приобретать сложные планетарные системы. Quando неприхотливы и относительно недороги, что делает их привлекательными для райдеров. Система втулок Quando может быть подобрана и установлена на различные велосипеды. Большинство любителей остаются довольны девайсами Quando.

Итак, рассмотрим плюсы и минусы планетарных втулок на велосипед в сравнении с обычными:

  • Планетарная втулка по факту не нуждается в обслуживании. Это та лошадка, которая работает, работает и работает, не боясь ни грязи, ни износа, ни прочих неприятностей.
  • И работает эта лошадка очень долго. При правильной эксплуатации велосипеды с планетарной втулкой могут проехать десятки тысяч километров. Так как в механизме используются более толстые звездочки (как на односкоростных велосипедах) и приводы, то это так же увеличивает срок службы без поломок.
  • На девайсе можно переключать передачи не только во время движения, но и стоя на месте. А так же с любой на любую, а не только на соседние, что важно в городских условиях, когда скорость передвижения приходится менять очень быстро и эти изменения часто непредсказуемы.
При этом не стоит забывать, что при наличии неоспоримых достоинств у любого (совершенно любого) сложного механизма есть и свои недостатки. Так что мы никогда не выбираем абсолютный идеал, а только лучшее из возможного в данных условиях и велосипедная втулка тут не исключение
7-скоростная планетарная втулка

К недостаткам девайса относятся:

  • Девайс тяжелее, чем обычная. Это может оказаться критичный для спортивных соревнований, но мало виляет на туристические прогулки или езду по городу.
  • Выше внутренне трение по сравнению с обычными втулками. Это связано с тем, что система устроена на принципе шестеренчатых передач. Опять же это делает такую систему непригодной для скоростных соревнований, но для обычного перемещения в пространстве фактор большего трения практически не важен. Если все же случится сломать девайс, то в походных условиях “на коленке” вы ее самостоятельно точно не почините. Вам понадобится специалист и оборудование.
  • Это совсем не копеечный механизм. Как следствие велосипед с такой системой будет достаточно дорогим. С большой долей вероятности этот велосипед многократно окупится до того, как вы сносите свою планетарную систему, но первый порыв при виде ценника может быть - развернуться и уйти.

Велосипедные втулки на пространстве пост СССР

Устройство втулки

В нашей стране такие девайсы не получили пока с широкого распространения. Если в Европе их ставят на городские велосипеды класса “комфорт” фактически в 100% случаев, то в России это редкость. Сложно сказать, в чем причина такой непопулярности. Возможно, дело в цене, но часть экспертов полагают, что причина скорее историческая. В СССР никогда не производились эти системы для любительских велосипедов, а в спортивном велотранспорте они не прижились по указанным выше причинам (большая масса плюс высокое трение). Ну и потом, что греха таить, наши люди любят, когда они могут сами разобрать и собрать что-то без помощи специалистов, а планетарный девайс явно не принадлежит к этой категории механизмов.

Так что привычные шариковые втулки, которыми оснащались советские велосипеды для наших любителей привычнее. Системы ставились на почти все Советские односкоростные велосипеды, а также на классические мотовелосипеды, до МВ-18 включительно. Девайсы конструктивно на разных предприятиях СССР фактически не различались и были абсолютно взаимозаменяемыми, что сильно упрощало жизнь велолюбителям.

Собственно сами по себе шариковые втулки - далеко не изобретение, которое применяется исключительно в велосипедах, это стандартные системы для большинства механизмов, станков и оборудования. Девайсы велосипеда работают по тому же принципу, что и на других устройствах. Конечно, система на шариковых подшипниках - устаревшие морально механизмы, но тем, кто привык к советскому велопрому они привычны.

Такие системы устанавливаются в тормозные колодки и устанавливаются на дорожные велосипеды простейших моделей. Механизм свободного хода, на котором работают девайсы, как правило, представляет собой обгонную муфту фрикционного типа.

В свою очередь из-за дороговизны продавцы велосипедов не рискуют привозить недешевые модели, оснащенные планетарной втулкой.

Альтернативной планетраным втулкам для спортивной езды могут быть системы флип-флоп, которые имеют более удобный для трековой езды механизм. Часть производителей разрабатывает варианты комбинированных втулок - это, в некотором смысле гибрид флип флоп и планетарки. В частности, такими разработками занята компания Sram, которая недвано выпустила девайс SRAM DualDrive.

Такие системы могут работать, как с ободными, так и с дисковыми тормозами. Все они делятся по преимущественному использованию. Есть спортивные, есть для городской езды. Выпускаются даже отдельные модели под складные велосипеды, так что выбор практически ничем не ограничен.

Облако тегов:

планетарная втулка велосипеда