Скорость велосипеда
Как правило, не принято измерять быстроту езды велосипеда, потому что эта величина очень сильно варьируется и во многом зависит от того, кто крутит педали, а не от самого велосипеда. Поэтому такое понятие, как «скорость велосипеда» - весьма и весьма относительное. Однако многие задаются вопросом, какую всё-таки скорость может развить этот двухколёсный вид транспорта при тех или иных условиях.
Средняя
Средняя скорость велосипедиста является исключительно индивидуальной чертой. Она зависит от многих различных факторов. На это влияет и физическая подготовка водителя, и покрытие дороги, и погодные условия, а также состояние самого байка. Немалую роль играет и выбранный маршрут. Так, передвижение в городе будет отличаться от передвижения по шоссе или просёлочной дороге в виду большого количества препятствий и ограничений.
На быстроту движения велосипедиста очень влияет сопротивление воздуха, особенно при наличии встречного ветра. Немаловажны и следующие факторы:
- Покрышки. Их ширина, форма протектора в зависимости от рельефа выбранной дороги;
- Давление в шинах. Чем больше давление, тем проще катиться по твёрдой поверхности;
- Величина колеса. Чем больше диаметр, тем быстрее ехать. К тому же, на больших колёсах преодолевать неровности дорог проще;
- Состояние втулок, а также их качество. Изношенные или некачественные втулки заставляют тратить больше сил при движении;
- Масса велосипеда. На подъёме на лёгком велосипеде проще ехать, на спуске тяжёлый байк даёт большую скорость.
Среднее движение велосипеда при обычных окружающих условиях и с водителем без особой физической подготовки составляет около 18-22 км/ч. Натренированный человек на ровной трассе может развить скорость до 30-40 км/ч. Профессиональные же спортсмены, имеющие хорошую физическую подготовку и большой опыт гонок, могут двигаться свыше 50 км/ч.
Максимальная
Существует множество поставленных рекордов скорости. Каждый из них достигнут при разных условиях и на разных моделях велосипедов.
Самая высокая скорость была зафиксирована в 1995 году у нидерландского велосипедиста Фреда Ромпельберга и составляла 268 километров в час. Такое стало возможным лишь на специальном гоночном байке, на котором в обычных условиях передвигаться практически невозможно. К тому же движение происходило за спортивным автомобилем, оборудованным обтекателем для меньшего сопротивления воздуха следующему за ним велосипеду.
Другие рекорды были поставлены без специальной защиты от ветра, но, тем не менее, они также поражают обывателей. Веломобили со сверхлёгкой обтекаемой конструкцией позволяют достигать скорости от 75 до 105 километров в час на ровной трассе.
Мировой рекорд по скоростному спуску составляет 212 км/ч. Он принадлежит французу Кристиану Тайллерферу, который совершил спуск на специальном велосипеде с обтекаемой конструкцией корпуса, а также в полностью облегающем костюме, позволяющем сократить по максимуму сопротивление воздуха.
Скорость горного велосипеда
Скорость во многом зависит от типа байка. Маунтинбайки предназначены для экстремального вождения в условиях плохой дороги или вовсе при отсутствии таковой, поэтому при конструировании таких моделей не ставится упор на достижение большой скорости.
Также для горного велосипеда играет важную роль поверхность, по которой он передвигается. Шины горного байка довольно широкие и имеют ярко выраженный рисунок протектора, что не позволяет развивать высокую скорость на ровных дорогах, однако если их поменять на полуслики или вовсе гладкие слики, это прибавит несколько дополнительных км/ч. На гравийной дороге скорость падает до 15-18 км/ч, а на песке из-за сильной мягкости поверхности и того меньше.
Максимальная зафиксированная скорость горного велосипеда составила 130 км/ч. Этот рекорд был установлен французом Эриком Бароном, который совершил спуск со склонов вулкана.
Разные типы почвы также по-разному влияют на передвижение. Например, земля, насыщенная глиной, особенно в период после дождя, значительно снижает скорость и сильно увеличивает нагрузку при движении даже на пяти километрах в час, так как грязь налипает на шины и полностью забивает протектор, что делает продвижение практически невозможным.
Существуют горные велосипеды для скоростных спусков по пересечённой местности, так называемые даунхиллы. Несмотря на ямы, кочки и прочие неровности подобного маршрута они могут разгоняться до 50 километров в час, что равносильно скорости велосипедистов, соревнующихся на равнинных участках дороги.