Правила дорожного движения для велосипедиста
Велоспорт набирает все большую популярность с каждым годом. Несмотря на то, что права для использования этого вида транспорта не требуются, все же необходимо знать правила поведения водителя велосипеда на дорогах. Распространение использования велосипеда в качестве транспорта в нашей стране, безусловно, несравнимо с аналогичными показателями в Голландии, однако и в России на дорогах можно встретить немало бесстрашных велосипедистов, занимающих проезжую часть.
Требования к транспортному средству
Прежде чем опробовать свой велосипед на дороге, необходимо убедиться, что ваше транспортное средство отвечает минимальным требованиям, допустимым для использования. К обязательным условиям относятся наличие:
- тормозов;
- сигнала;
- фонаря для езды вечером или ночью, а также во время плохой видимости;
- детского кресла или сидения, если перевозят ребенка.
Основные требования предъявляются к исправности тормозной системы. Учитывая, что дороги имеют определенный уклон, а возникающие на проезжей части ситуации с участием других транспортных средств требуют мгновенной реакции не только со стороны водителя, но и от техники, тормозная системы должна безупречно функционировать.
Второе обязательное условие – это наличие звонка или сигнала. Сигнал используется для предотвращения аварийной ситуации. Даже если в стандартной комплектации вашего транспортного средства сигнал не предусмотрен, его можно приобрести отдельно и самостоятельно прикрепить к рулю.
Для передвижения в сумерках или в темноте необходимо предусмотреть фонарики, освещающие путь и обозначающие габариты транспортного средства, некоторые велосипедисты используют также спортивную одежду со светоотражающими полосками или рисунком.
Провозить ребенка на велосипеде допускается только в специальном кресле, закрепленном на раме, причем ребенок должен быть не старше 7 лет. Необходимо также обезопасить ребенка во время езды: чтобы ребенок не получил травмы в случае попадания ноги в спицы колеса, у кресла отдельно должны быть подножки.
Если участник движения перевозит на своем двухколесном ТС какой-либо груз, его габариты должны быть соотносимы с размером самого велосипеда, и не шире более чем на 50 см справа и слева. Перевозимые предметы не должны также закрывать обзор водителю.
Исправное состояние двухколесного ТС владелец обязан систематически проверять, обращаясь в мастерские или проводя техническое обслуживание самостоятельно. Новый велосипед желательно проверить в движении сначала на специальных дорожках, а затем на автодороге.
Что недопустимо на дорогах?
Помимо того, что на проезжую часть нельзя выезжать с неисправными тормозами, без сигнала и фонаря, существует еще ряд ограничений. К участию в дорожном движении не допускаются лица, не достигшие 14-летнего возраста.
Передвигаясь по дороге, нельзя убирать ноги с педалей, а руки с руля, категорически недопустимо выполнение различных элементов фристайла на автодороге. Правила поведения для велосипедистов не предусматривают использование тротуара для проезда. По обочине вдоль края проезжей части проезд возможен, если это не мешает пешеходам. Если вблизи автодороги по заданному маршрутуесть велодорожка, водитель обязан съехать на нее.
Согласно ПДД велосипедист должен придерживаться езды по правому краю проезжей части. Выезжать на середину дороги категорически запрещено. Разрешается занимать не более 100-120 см от края проезжей части.
Правила дорожного движения регламентируют минимально допустимое расстояние между участниками, взаимодействующими на дороге, поэтому ехать слишком близко к автомобилям не допускается. Минимальная допустимая дистанция рассчитывается, исходя из нескольких показателей:
- скорость, с которой движутся транспортные средства в потоке;
- качество дорожного покрытия;
- длина тормозного пути;
- освещенность дороги, время суток и погодные условия;
- опыт водителей и скорость реакции;
- наличие светофоров, пешеходных переходов на ближайшем участке пути.
Учитывая все эти факторы, водитель должен рассчитать, какой путь его ТС успеет пройти за 2 секунды, а именно столько времени необходимо человеку для того, чтобы затормозить. Несоблюдение дистанции может быть опасно для жизни велосипедиста, поскольку наезд на движущийся впереди и резко затормозивший автомобиль, может повлечь серьезные последствия, прежде всего для водителя двухколесного ТС. Также запрещается:
- управление ТС после употребления алкоголя или наркотических средств;
- прослушивание музыки в двух наушниках;
- использование мобильного телефона;
- выезд на автомагистраль (обозначается прямоугольным дорожным знаком в виде двух белых полос, сходящихся в перспективе на зеленом фоне) и дорогу для автомобилей (обозначается прямоугольным дорожным знаком с изображением белого автомобиля на синем фоне).
ПДД для велосипедистов
Любой начинающий автолюбитель, которому предстоит сдать экзамен на права, изучает правила дорожного движения, в том числе и взаимодействия с велосипедистами при помощи общепринятых сигналов. Поскольку велосипед не оборудован указателями поворота, водитель сигнализирует об изменении направления траектории другими способами.
Прежде чем водитель тронется с места, он должен обозначить свое намерение начать движение по правому краю проезжей части. Сигнал для начала движения справа налево – это отведенная в сторону левая рука или отведенная в сторону и образующая прямой угол (кистью вверх) правая рука. Также левая рука означает поворот и другие манипуляции, которые совершает автомобиль с включенным левым поворотником. Для поворота направо все с точностью до наоборот.
Подать сигнал нужно за несколько секунд до совершения маневра, опустить руку можно после того, как поворот или другое изменение направления движения будет завершено, или непосредственно перед маневром, если выполнить его, держа руль только одной рукой, представляет сложность. Для остановки используют сигнал поднятой рукой вверх. Остановиться необходимо:
- перед красным сигналом светофора;
- на второстепенной дороге, при пересечении с главной;
- при выезде со двора;
- на нерегулируемом перекрестке, чтобы пропустить направляющиеся справа автомобили и другие ТС («помеха справа»);
- при пересечении пешеходного перехода, если по нему начал движение или собирается начать пешеход;
- перед впереди идущими пешеходами, даже вне специально обозначенного перехода;
- перед автомобилем, двигаясь по велосипедной дорожке и пересекая проезжую часть;
- перед трамваем вне перекрестка.
Для совершения левого поворота или разворота на автодороге в несколько полос, велосипедистам рекомендуется спешиться и перейти дорогу на перекрестке по пешеходному переходу на зеленый сигнал. Везя велосипед возле себя, водитель выступает как пешеход и должен следовать правилам, предусмотренной для данной категории участников движения. Как только водитель вновь садится на свое ТС, тротуар становится недоступным для проезда.
Если поворот направо водитель может совершить, не спешиваясь, то при совершении левого необходимо действовать очень осмотрительно. Лучше всего сначала дать проехать скопившемуся на перекрестке потоку машин, а затем проехать самому.
Существуют правила дорожного движения, касающиеся объезда автобуса или троллейбуса, остановившегося для высадки и посадки пассажиров на остановке. Объезжая автобус слева, водитель должен соизмерить свои возможности и не рисковать, если не уверен, что успеет завершить маневр до того как автобус начнет движение. Если автобус все же стартовал в раньше, чем предполагалось, велосипедист может оказаться в основном потоке с более высоким скоростным режимом и далеко не в 100-120 см от края проезжей части, что очень опасно. Лучше не рисковать и подождать, пока общественный транспорт отъедет от остановки.
Правила безопасного поведения велосипедиста также регламентируют передвижение в колонне из более чем 10 участников движения. Колонна должна быть разбита по 10 участников, дистанция между десятками должно быть около сотни метров, движение также ближе к правому краю проезжей части.